В 1895 году
братья Люмьер изобрели "синематограф"; через
пять с половиной месяцев после коммерческих сеансов
в "Гранд-кафе" в Париже новое изобретение
появилось в России. 4 мая 1896 года на открытии летнего
сезона в увеселительном заведении "Аквариум"
Санкт-Петербурге начались гастроли иностранного аттракциона
"Синематограф братьев Люмьер". Несколько дней
спустя его увидели в Москве.
Но с первыми
приборами, воспроизводившими на экране движение и работавшими
по тому же принципу, что и кинематограф, москвичи познакомились
задолго до появления в летнем саду "Эрмитаж"
"Синематографа братьев Люмьер".
Документы
Центрального государственного исторического архива г.
Москвы рассказывают, как начиналось кино в нашем городе.
Весной 1804
года в Москву приехал "воздушный путешественник"
француз Гарнерень. По разрешению генерал-губернатора
И. П. Салтыкова он показывал публике полеты на воздушных
шарах и "гальванические, электрические... эксперименты",
в числе которых особой популярностью пользовались "фантасмагорические
тени".
Изобретение
в 1845 году проекционного фонаря позволило получать
движущееся изображение на экране. С этого времени в
так называемых "механических" театрах начали
демонстрироваться "живые" картины. Здесь же
выставлялись для обозрения фигуры, изображавшие людей,
зверей, птиц, действующих каждая "посредством заключающегося
в ней особого механизма".
Летом 1847
года серб Дмитрий Беев устроил подобный театр в Сокольничьей
роще. В прошении московскому обер-полицмейстеру он пояснил,
что театр хочет поставить специально для детей "по
желанию господ, живущих в Соколыничьей слободе".
В 1856 году
начал работать "кинетозографический театр"
на Большой Дмитровке (ныне Пушкинская ул.), находившийся
в доме Рудакова напротив "Дворянского клуба"
(здание Дома союзов). Владелец театра Андрей Кузьминский
показывал в нем "живые" картины коронации
Александра II в Успенском соборе. Причем в сохранившейся
афише за 1857 год особо отмечалось, что "во время
процессии слышен колокольный звон и пушечная пальба".
Затем как приложение давались четыре коротких вида Швейцарии.
"Замок Келон,- сообщила афиша, - будет представлен
во время ночи. Луна в полном блеске освещает очаровательное
местоположение; небольшие тучи и облака затмевают небо,
но луна опять проясняется- и вся картина одушевляется
движущимися фигурами".
Театр Кузьминского
просуществовал недолго. Его местоположение, репертуар,
дорогие билеты - все говорит о том, что посещался он
исключительно аристократией. И тем не менее владелец,
сообщив городским властям, что терпит большие убытки,
вынужден был в апреле 1857 года уехать из Москвы.
Со временем такие театры приобрели в Москве большую
популярность и стали непременной принадлежностью народных
развлечений.
В середине
80-х годов XIX века появился "механический"
театр на Цветном бульваре (владелец - крестьянин Иван
Семейкин), такой же - и на Девичьем поле, названный
"Фантошем".
Программа
представления "Фантоша" на время масленицы
1890 года извещала, что зрители могут посмотреть здесь
"Вид приморского города", состоящий из нескольких
сюжетов:
1. Пробуждение
жителей к деятельности.
2. На море
появляются корабли, пароходы, суда и лодки.
3. Появление
морских чудовищ.
4. Прогулка
городских жителей пешком, верхом и в экипажах
5. Поединок
двух противников, оканчивающийся смертью одного.
6. Скачка
африканца на страусе.
7. Путешествие
на верблюдах.
8. Торжественный
въезд персидского шаха на слоне.
10. Сердитый
мельник, преследующий с побоями своих мальчишек. Этот
"фильм" заканчивался кавалерийской схваткой
русских с турками.
В "Фантоше"
демонстрировались заодно "юмористические подвижные
фигуры, скульптура", а также "художественные
хромотроны или волшебный перелив цветов и красок".
Такими были
предшественники кинотеатров Москвы.
|