В наше время
летний отдых детей, как правило, связывают с пребыванием
в пионерском лагере. Но еще в конце XIX века возникали
первые подобные учреждения. Тогда они были известны
как "летние колонии". Напомнили о них документы
Центрального государственного исторического архива Москвы.
В Москве
колониями ведало Общество школьных вакационных колонии,
с 1886 года занимавшегося организацией летним отдыхом
гимназистов. А попечительница женских училищ Е. Н. Орлова
взялась за основание колоний для детей мещан, купцов,
крестьян.
В Петербурге
первые колонии основало Общество охранения народного
здравия. Это были загородные санатории для больных учащихся
гимназий. В 1895 году один из гласных Думы открыл первую
колонию для начальных училищ.
Устраивали
колонии наиболее простым и дешевым способом. В окрестностях
города снимали помещения, обыкновенно это были школы
или помещичьи дома, отдаваемые хозяевами безвозмездно.
Например, в 1898 году в Московской губернии 20 колоний
из 25 помещались в усадьбах частных владельцев и только
5 - в земских и частных школах. Закупался самый обычный
инвентарь. Заведование хозяйством и присмотр за детьми
поручались городской учительнице, изредка у нее была
помощница и прислуга в зависимости от количества ребят.
Все делалось
сначала на частные средства. Тем не менее, число колоний
с каждым годом увеличивалось и для руководства ими образовался
особый кружок.
В конце
учебного года дети осматривались училищным врачом и
только самые ослабленные отправлялись в колонии. На
каждого такого ребенка составлялся санитарный листок,
на котором врач делал отметки до и после каникул.
В день отъезда
дети собирались на вокзалах и вместе с учительницей-заведующей
добирались до места отдыха. Нередко большую часть пути
приходилось проделывать пешком.
Дети сами убирали свои комнаты, стирали, шили. При многих
колониях были огороды, где дети с удовольствием работали,
чему в немалой степени способствовало и то, что часть
урожая им разрешалось увезти домой.
Ежедневно
они гуляли, а несколько раз за лето совершали дальние
походы, на которых учительница старалась их ознакомить
с сельским бытом, дать элементарные сведения из ботаники,
зоологии. Ведь 43-50 % детей, отправлявшихся ежегодно
в колонии, никогда не бывали на природе, в деревне.
"Они не умеют различать растения одно от другого
и не знают животных. Бывали случаи, когда дети овец
и свиней принимали за собак и удивлялись, видя, что
овцы едят траву; березу называли веником, а когда им
растолковывали, что веник и дерево два разных понятия
и что дерево, из ветвей которого делается веник, называется
березой, тогда они и все другие деревья стали называть
березой". Все это говорит еще и о недостатках тогдашнего
школьного образования.
В ненастные
дни ребятишки читали, занимались рукоделием, настольными
играми. "Для чтения чаще всего выбирались статьи
по естественной истории. Читалось, например, "О
вредных и полезных насекомых" (Комарова), "О
перелетных птицах" (Кайгородова), "Как живет
хлеб в поле и деревья в лесу" и др.; объяснялось,
из какого хлебного растения и как получается белый и
черный хлеб, зачем сеется клевер и вика".
Каждый колонист
обязан был вести дневник и, как отмечает один из отчетов,
"характерную особенность записей составляет, между
прочим, частое повторение слов "идти" и "есть",
что соответствует вполне действительному положению вещей".
К началу
XX века около Москвы насчитывалось несколько десятков
колоний. Но несмотря на положительные результаты (дети
поправлялись, укрепляли здоровье), многое не устраивало
врачей и учителей. Заведующей во всем приходилось полагаться
только на себя: снабжение продуктами, надзор- за детьми,
хлопоты с транспортом оказывались часто не по силам
городским учительницам.
В 1905 году
почетный гражданин Москвы В. А. Бахрушин, неоднократно
жертвовавший большие суммы на устройство колоний, впервые
в своем докладе изложил основные принципы создания новых
дач: "При приобретении участка надо..., чтобы поблизости
имелась река или озеро, т. к. купанье для детей весьма
важно; чтобы местность была по возможности красива и
находился лес или роща; чтобы участок имел удобное сообщение
с ближайшим городом и отстоял от него не особенно далеко...
В центре участка должны строиться так называемые центральные
помещения: общая столовая зала, вмещающая в себя по
крайней мере 600 человек; кухня с помещением для служащих,
образцовая прачечная и непременно с сушилкой... При
этом здании может помещаться центральная библиотека
с квартирой для заведущего всеми колонистами... На некотором
отдалении от центральных зданий должны во все стороны
расходиться дачи для самих колонистов... Устройство
сада или огорода весьма желательно. Разделять детей
по полу и возрасту. Это облегчает надзор и даст возможность
более правильно организовать занятия и развлечения.
Жизнь отдельной дачи вполне регулируется ее заведующим,
но он должен стремиться к тому, чтобы жизнь вверенной
ему дачи носила семейный характер и в основу был положен
принцип труда... Очень важно, чтобы работа, которой
занимаются дети, давала наглядные результаты".
Не скоро
возникли колонии, о которых мечтал В. А. Бахрушин. Многие
дети вынуждены были лето проводить в городах. Но и здесь
энтузиасты пытались что-то для них сделать. Городские
пионерские лагеря... Их прототип возник в Москве в 1911
году. Помощник члена Городской управы С. В. Зенченко
предложил организовать первый в городе "летний
детский сад для слабых детей, учащихся в городских колониях".
"Многочисленный опыт городов Западной Европы и
опыт Петербурга показывают, что, оставаясь в большом
городе, но поставленные в благоприятные условия - питания,
пользования воздухом и светом, а также занятий физическим
трудом, дети приобретают значительный запас здоровья",-
писал он в своем докладе.
7 июня 1911
года при 3-м Сыромятническом мужском училище на Воронцовом
поле (современная улица Обуха) такой сад был открыт.
65 детей находились здесь с 8 утра до 6 часов вечера,
получая завтрак, обед и чай с молоком. Игры чередовались
занятиями столярным делом, садоводством и огородничеством
(при училище был большой сад). 210 рублей на приобретение
необходимых инструментов выделила Управа, но основные
средства составили пожертвования частных лиц.
2 июля заведующий
Иван Григорьевич Гутер решил организовать экскурсию.
Проехав на трамвае к Измайловской военной богадельне,
дети пешком прошли на пасеку Общества акклиматизации
животных, посетили музей пчеловодства.
7 августа
- праздник. Хор и балалаечники исполнили русские народные
песни, были представлены "сцены из народного быта
с пением и пляской..." Закончилось все фейерверком.
Подобные "детские сады" стали открываться
в Москве каждое лето.
журн. "Народное образование",
№ 4 1989 г.
|